На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 384 подписчика

Вечная мерзлота отменяется. Север России начал таять, и проблемы серьёзнее просто нет

Вечная мерзлота отменяется. Север России начал таять, и проблемы серьёзнее просто нет

Продолжаются споры о том, какова степень вины специалистов дочерней компании "Норникеля" НТЭК в том, что 29 мая 2020 года в реки и озеро попало более 21 тысячи тонн дизельного топлива. Но о том, что к инциденту, стоившему "Норникелю" 146 млрд рублей штрафа, причастна вечная мерзлота, не спорит уже никто.

Тающая, бывшая вечная…

Строго говоря, не сама она причастна, а то, что с нею происходит. Она тает. Глобальное потепление за это ответственно. И его не выключишь.

А вечной мерзлотою у России покрыто две трети территории: весь север и практически вся Сибирь. И там к ней приноровились, поскольку в большом количестве случае эта скованная вечным холодом почва служит вполне надёжным фундаментом. Забивай в него сваи, ставь дом, завод, путепровод – технологии давно известны, обсчитаны, освоены.

А теперь представим, что этот природный фундамент кончился. Точнее, пополз, как пластилин. Что со всем вышеперечисленным будет?

– Да, мерзлота привычно воспринималась всеми как готовый фундамент, – соглашается в разговоре с Царьградом научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. – Но я, бывая на севере, видел дома, ушедшие первым этажом в землю. Подвела их мерзлота. Мы видим, как на протяжении последних 50 лет она изменяется, тает и как бы ужимается к северу.

Поэтому

 

Само слово "вечная" в применении к мерзлоте – по определению неправильное!

 

При этом исчезает вечная мерзлота не только в России. С аналогичной проблемой сталкиваются канадцы, у которых ею захвачена половина территории, американцы со своей Аляской. И везде учёные едины во мнении: ничего хорошего это никому не сулит.

Горячие годы

Ведь что такое вечная – теперь, как видим, не вечная – мерзлота? Это просто слой почвы, который не успевает оттаять от зимних стуж за короткое северное лето и остаётся замёрзшим круглый год. Сверху над нею – слой оттаивающей земли мощностью от 30 до 150 сантиметров. Так должно быть в норме.

И так было на протяжении тысячелетий, пока среднегодовая температура почв над мерзлотою сохранялась на отрицательном уровне. Но последние два десятилетия стали в целом самыми тёплыми на планете за полтораста лет инструментальных наблюдений за климатом. При этом из шести последних лет пять оказались самыми тёплыми с начала XX века. Нынешнее лето и вовсе было рекорды: в Канаде температура поднималась выше 50 градусов, как в какой-нибудь Экваториальной Гвинее, за Полярным кругом горели пожары, в норвежской Лапландии северные олени задыхались от жары за тридцать градусов!

При этом Арктика греется быстрее и сильнее других мест нашей планеты. Соответственно, нагревается и почва. Американцы на Аляске подвели промежуточный итог: за последние 30 лет температура земли над вечной мерзлотой поднялась на 5,8ºС.

Так что вполне реальна перспектива, в которой две трети России однажды окажутся не мёрзлой, но всё же землёю, а вязким грязным болотом.

Апокалипсис наяву

Сначала давайте вообразим цифру: 14 миллионов. Именно столько квадратных километров занимает в Северном полушарии вечная мерзлота. Для сравнения: площадь России – 17 075 400 кв. км. Мы с вечной мерзлотою расходимся по площади всего лишь на территорию Индии.

И вот теперь представим, что на этой площади начинают рушиться дома и дороги, лопаются трубопроводы и топливохранилища, размягчается и оползает почва, разъедаются эрозией берега рек и морей. Неслабая такая технологическая катастрофа надвигается, не правда ли?

Причём – не "угрожает", а именно надвигается. Ибо вечная мерзлота УЖЕ тает. Но не просто тает, а тает с положительной обратной связью. Вот как этот процесс описывает Роман Вильфанд: 

Есть ряд исследований, которые говорят о том, что если начинает таять вечная мерзлота, то включается так называемый эффект положительной обратной связи. Когда начинается интенсивное оттаивание вечной мерзлоты, то в воздух выделяется связанный ею метан. А метан – это парниковый газ, гораздо более эффективный, чем двуокись углерода. Его концентрация в атмосфере мала, это да, но зато его эффективность по поглощению отражённой земной почвой солнечной энергии почти на два порядка выше эффективности СО2. И получается, что в приземном слое потепление происходит гораздо теплее. А значит, и оттаивание ускоряется.

С научного на человеческий: потепление климата ведет к оттаиванию почвы, высвобождается метан, из-за чего климат теплеет дальше. Порочный круг, разорвать который человек совершенно не в состоянии.

Так что, как видим, технологическая катастрофа (размыв тысяч фундаментов) – это ещё не все. Угореть в облаках метана – тоже достаточно реальная перспектива. Без всяких космических кораблей перенесёмся на Венеру с её 400 градусами тепла.

Откуда метан? Да всё просто. Когда-то почва промерзала вместе со всем содержимым – остатками растений и животных, влажным перегноем, связанными в земле запасами углерода. А учёные подсчитали надёжно: всего в вечной мерзлоте содержится до 1600 метрических гигатонн углерода. Это почти в два раза больше, нежели во всей нынешней атмосфере!

И ещё одна плохая особенность этого процесса. Никто не ожидал, что вечная мерзлота будет таять так быстро. Даже та пресловутая Международная группа экспертов МГЭИК, которая "радует" всех трагическими докладами о ходе всемирного потепления, только недавно начала учитывать в своих расчётах процессы, происходящие с вечной мерзлотой. Ряд наблюдений в США показывает, что уже сегодня количество углекислого газа, выделяемого над Аляской, выросло на 73% за 35 последних лет. Так что никаких 100 и даже 80 лет таяния вечной мерзлоты, как ожидалось ранее, у человечества впереди нет. Тем более что за нынешние тёплые зимы уже не замерзает всё то, что раскисло за лето.

 

Да, и это мы ещё не вспоминаем о вирусах и бактериях, замороженных в вечной мерзлоте. В том числе в тех захоронениях, куда отправляли трупы животных, погибших от сибирской язвы. А теперь они оттаивают и попадают в подземные воды. И уже была история со смертью от сибирской язвы двенадцатилетнего мальчика из семьи оленеводов.

Что с того?

На всё это накладывается ещё одна беда: на всей сравнимой с площадью России территории вечной мерзлоты живёт вдвое меньше населения, чем на "замочной скважине" Москвы. И это всё – труднодоступные места с ужасным климатом. Поэтому наблюдать за процессами, происходящими с вечной мерзлотою, почти что некому. Станций для исследований и наблюдений очень мало (об этом вынужден был говорить и Владимир Путин), а метеорологи этим вопросом практически не занимаются.

"Пока что у нас крайне мало станций, где ведётся постоянный контроль за состоянием вечной мерзлоты. Никаких однозначных результатов наблюдений сегодня просто не существует. Даже то, с какой скоростью происходит таяние, – вопрос неоднозначный. Теоретически просчитать можно – по теплоёмкости, теплопроводности различных сред, – но ведь даже сама вечная мерзлота неоднородна, у неё разная природа. И как она будет вести себя при потеплении на один, два, три градуса, сказать сложно – именно потому, что нет наблюдений. У науки недостаточно фактических данных, чтобы делать верные выводы. А на гениальные озарения тут очень сложно рассчитывать", – констатирует Роман Вильфанд.

Поэтому учёные, с которыми переговорил Царьград, весьма положительно оценили предложение руководителя Минприроды Александра Козлова принять закон о вечной мерзлоте, чтобы сократить ущерб от её деградации. С энтузиазмом восприняты были его слова о том, что в рамках создаваемой ныне комплексной государственной системы мониторинга на базе Росгидромета будет развёрнута сеть из 140 станций – скважин глубиной до 30 метров с датчиками. Сумма на это требуется небольшая в масштабах государства 1,7 млрд рублей на три года. Если вновь вспомнить одну только норильскую катастрофу прошлого года с ущербом в десятки миллиардов – деньги ничтожные, а вот польза – огромная. Мы начнём хотя бы представлять, какие процессы происходят сегодня в вечной мерзлоте.

И получим шанс подготовиться к кризису заранее.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх