Если вы видели американский римейк французского «Оскара» с Луи де Фюнесом в главной роли, то наверняка понимаете, чем голливудская звезда отличается от артиста. Сильвестр Сталлоне — бесспорная звезда. Но не актер.
Дональд Сазерлэнд, Роберт Дювалл, Джин Хэкмен, Джон Малкович, Дастин Хофман, Аль Пачино.
Призадуматься над этим отличием меня заставили наши фильмы и сериалы. Честно говоря, видел я немного, и, в основном то, что мне советовали друзья. Из сериалов, например, «Ликвидацию» — очень хороший, очень качественный сериал. А вот «По ту сторону волков» мне, скорее, не понравился — слишком слабая режиссерская работа. Ее не смог спасти даже Валентин Гафт.
Из художественных полнометражных фильмов я недавно посмотрел «Ночной дозор» (не удивляйтесь, что я его не видел раньше; просто не горел желанием). И был очень удивлен. По-моему, главное достоинство этой нашумевшей ленты только в том, что мы, оказывается, можем снимать не хуже, чем в Голливуде.
Но разве быть «не хуже» штампов — достоинство?
Как мне кажется, в 90-е мы лишились нашей великой актерской школы. Конечно, кино — дело коллективное, в его производстве задействовано много профессий, но я сейчас все же об артистах. Тех, кого мы видим на экране.
Эти потери стали особенно выпуклыми сейчас, когда мы получили возможность сравнивать с зарубежными образцами.
И я заметил, что американские фильмы (я говорю о массе, о некоем усредненном качестве) делают плоскими именно звезды. То есть, люди, которые должны сыграть сами себя, а не создать образ. К их числу можно отнести Сильвествра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Брюса Виллиса, Тома Круза и многих других.
Еще раз: речь об общем впечатлении. Потому что, например, тот же Брюс Виллис в «Шестом чувстве» — это, конечно, актер, а не звезда. Такие исключения есть. Но они не отменяет правило.
Я придумал критерий, который отделяет одних от других: театральная карьера. Встречаться со зрителем лицом к лицу, каждый спектакль играть набело, без возможности переснять неудачный дубль — не то же самое, что работать на съемочной площадке перед камерой.
Так вот артисты из заглавного фото — театральные.
Дональд Сазерлэнд в 1956 году уехал в Великобританию. Там учился в Королевской академии драматического искусства. Играл на сцене английских театров. И, кажется, до сих пор иногда летает в Великобританию, чтобы не порывать связь с театром
Джон Малкович, по-моему, до сих пор играет в театре, а его блестящий французский сохранился с тех пор, как он десять лет играл в театре во Франции.
Роберт Дювалл, Джин Хэкмен, Дастин Хофман несколько лет учились в одной школе актерского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке, начинали в театре. И хотя впоследствии их закрутила голливудская жизнь, навыки, полученные в то время, никуда не пропали.
Роберт де Ниро (нет на фото, но его и так все знают) и Аль Пачино тоже учились в Нью-Йорке, в одной и той же Высшей школе музыки, искусства и исполнительского мастерства имени Фьорелло Ла Гуардии. Оба приверженцы системы Станиславского. Аль Пачино начинал карьеру с бостонского театра, но и в 2010 году принял участие в спектакле на Бродвее.
Роберт де Ниро — исключение. В его биографии нет участия в театральных постановках. Но он, на мой взгляд, уникальный актер. Как и Леонардо Ди Каприо.
В Великобритании, как мне кажется, — великая актерская школа, не хуже той, что была в СССР. Она не только сохранилась, но и развивается. К великим именам можно отнести сотни артистов, задействованным в различных сериалах, — Хью Лори, Бенедикта Камбербэтча, Дэвида Суше, Джона Неттлза, а также актрис, в разное время игравших мисс Марпл: Джулию Маккензи, Джеральдин Макьюэн, Джоан Хиксон. Уверен, что вы назовете и другие.
Их иногда приглашают в Голливуд на второстепенные роли, и они, конечно, соглашаются, потому что деньги нужны всем. Тем более, хорошие. Режиссерам с ними работать легко — профессионалы прекрасно знают, что такое работа над образом. Дэвид Суше, говорят, несколько месяцев обдумывал и отрабатывал походку Эркюля Пуаро. Ну прямо как Евгений Евстигнеев — походку профессора Вернера Плейшнера в «Семнадцати мгновениях весны».
Жаль, что они ушли, наши великие актеры. И жаль, что на роли в наши сериалы чаще утверждают симпатичных, а не талантливых.
Впрочем, в современном отечественном кинематографе и сериалах я, как уже говорил, разбираюсь плохо. Поэтому надеюсь, вы сейчас подскажете, что имеет смысл смотреть, а на что не стоит тратить время.
Артисты и звезды
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии