На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 260 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Жаль только что это всё слова. Как было всё,так и останется к сожалению.Власть в стране осталась та же...Наша часть вины в...
  • Игорь Петров
    Самоходный дед, как всегда в параллельном мире живёт! Там поезда, там леший бродит!!!Украинец Сергiй с...
  • Андрей Алферов
    Идёт СВО, с нами вовсю воюют сша и нато, а норду пофиг,народ блин на концерты ходит,развлекается. Ещё и возмущается,ч...Наша часть вины в...

Смерть на "зебре". Неудобные вопросы и ответы о ДТП в Солнцево

Смерть на "зебре". Неудобные вопросы и ответы о ДТП в Солнцево

 

Напомним подробности трагедии, происшедшей 16 июля на улице Авиаторов в Солнцево. Мама и бабушка вместе с тремя детьми стали переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Самого маленького ребёнка, девятимесячную девочку, везли в коляске, а мальчики постарше – трёх и пяти лет – пересекали дорогу на самокате и беговеле.

Не останавливаясь, просто снесла с дороги троих детей

Движение в этом месте одностороннее. Судя по записи с камеры видеонаблюдения, трое детей находились немного впереди взрослых. Автомобиль, двигавшийся по правой полосе, остановился, чтобы пропустить семью, вышедшую на пешеходный переход. А машина, ехавшая в левой полосе, которой и управляла 18-летняя Валерия Башкирова, даже не притормозила перед "зеброй".

Итог – она просто снесла троих детей. Взрослые не пострадали. Малыши получили страшные травмы, для их эвакуации привлекали вертолёт. Позднее двое мальчиков скончались в больнице. Девятимесячную малышку выписали домой.

Почему произошла эта авария и можно ли было её предотвратить? Об этом в студии "Первого русского" ведущая программы "Не могу молчать" Елена Афонина беседовала с координатором общественного движения "Общество Синих Ведёрок" Петром Шкуматовым и членом правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Натальей Агре.

Почему к этой трагедии приковано внимание общественности?

Елена Афонина: Я начну с очень жёсткого вопроса: почему такое внимание именно к этой трагедии? На дорогах нашей страны ежедневно происходят аварии с человеческими жертвами. Есть статистика, что именно на "зебре" гибнет каждый четвёртый ребенок из всего числа пострадавших детей. Почему именно эта трагедия вызвала такой резонанс?

Наталья Агре: Тема, связанная с отвлечением внимания за рулём и безопасностью пешеходов, постоянно находится в центре внимания в последние годы. И очень много ДТП происходит именно на пешеходных переходах. Эта трагедия должна заставить родителей подумать о безопасности своих детей.

Если посмотреть статистику этого года, то она совершенно не радует, хотя снижение числа ДТП всё-таки происходит. Главная наша задача сейчас – обратиться к водителям, чтобы напомнить, что отвлечение внимания во время управления транспортным средством даже на секунду может привести к подобным страшным трагедиям.

И ещё один момент, о котором хотелось бы напомнить: если вы переводите детей через дорогу, есть определённые правила, и им нужно следовать в первую очередь. Безопасность дорожного движения – это очень комплексный вопрос. И для экспертов эта страшная трагедия стала поводом обратить внимание граждан, чтобы таких происшествий стало меньше.

– И всё-таки я хочу понять, почему внимание приковано именно к этой трагедии? Уже есть определённое сложившееся мнение, уже звучат реплики "ага, это очередная мажорка", "её сейчас будут отмазывать", "уже начинают перекладывать вину с больной головы на здоровую". И ведь такие случаи нередки, когда человек по "зебре" переходит дорогу, на первой полосе машина останавливается, а на второй человека сбивает несущийся автомобиль.

Почему сложилось такое общественное мнение? Накануне Тверской суд Москвы изменил Башкировой меру пресечения, и вместо пребывания под домашним арестом она теперь отправилась в СИЗО. СК берёт это дело под свой контроль, что тоже говорит о резонансности этого происшествия. Почему именно этот трагический случай стал темой номер один?

Пётр Шкуматов: Я думаю, потому что в этом ДТП погибли дети. Я проанализировал всё происходящее вокруг этой трагедии с самого начала. И мне кажется, что градус ненависти подогрела ложная информация, которая была вброшена определёнными Telegram-каналами.

К примеру, фраза "я залипала в телефоне" появилась в анонимном канале, и эти слова Башкировой больше нигде не были подтверждены, в том числе и в ходе судебного заседания. Виктория утверждает, что светило яркое солнце и детей она не заметила.

Вторая ложная информация: эти же самые анонимные Telegram-каналы сообщили, что якобы Башкирова была пьяной. Третья ложная информация – якобы девушка была на новой "Мазде" ценой в несколько московских квартир. Только потом стало известно, что автомобилю двадцать лет и принадлежит он не самой Башкировой.

– Выяснилось, что автомобиль записан на её маму и за машиной числится несколько штрафов за превышение скорости.

П.Ш.: Но это не было превышение скорости на 200 км/час. В условиях организации дорожного движения в Москве я сам такой же нарушитель ПДД, хотя я езжу очень аккуратно.

 

И вот эта ложная информация, вброшенная через сеть Telegram-каналов, вызвала возмущение общественности. Далее появились сообщения, что у девушки кто-то из родителей работает в ФСБ, потом заговорили о том, что её уже отмазывают и так далее. И тут уже поднялась волна возмущения.

Пешеходам тоже расслабляться не стоит – мы рискуем своим здоровьем

– В данном случае, и Наталья как раз об этом сказала, секундное отвлечение внимания неопытного водителя может привести к трагедии. А тут девушка, получившая права несколько месяцев назад, едет по не самой оживлённой дороге, видит, что справа от неё останавливается автомобиль перед "зеброй", и никак на это не реагирует, продолжая двигаться дальше. Потом выясняется, что дорога, по которой она ехала на озеро, была ей хорошо известна. Вот что мы с этим делать будем?

Н.А.: Вы знаете, самое удивительное, что самые частые ДТП с участием пешеходов происходят в местах, знакомых как водителю, так и пешеходу. Это подтверждается статистикой ГИБДД. Происходит это потому, что водитель, въезжая в незнакомую инфраструктуру, невольно концентрируется. А когда человек едет по хорошо знакомой дороге, он расслабляется, потому что есть некая радость узнавания накатанного пути.

Мне бы очень хотелось, чтобы наши зрители делали выводы из этих ситуаций. И я предполагаю, что в программе обучения водителей, по которой готовили в автошколе Башкирову, совершенно не говорили о том, что какие-то секунды могут играть огромную роль. Двух-четырёхполосная дорога всегда таит в себе огромную опасность, и если одна машина рядом притормозила, для водителя это должно быть сигналом.

– Меня, как пешехода, поражает вот что: получается, что выйдя на "зебру" и увидев, как один автомобиль остановился, я должна ещё что-то сделать? Из-за него выглянуть?

П.Ш.: Всё верно. Вы должны убедиться в том, что вас пропускают.

– Замечательно! А что делать старушке, у которой не очень хорошее зрение? Она тоже должна выглядывать и в бинокль пытаться разглядеть, не приближается ли к ней другой автомобиль? А ребёнок?

Н.А.: На самом деле именно этому мы и учим. Эта работа ведётся с пешеходами, и она даёт свои результаты. Надо понимать, что мы в качестве пешехода рискуем больше, ведь бывают случаи, когда в двигающемся автомобиле умирают водители и изменить уже ничего невозможно.

Мы, пешеходы, рискуем нашим здоровьем. Конечно, водитель, который управляет транспортным средством повышенной опасности, берёт на себя ответственность. Но я, выходя на пешеходный переход, всегда ловлю взгляд водителя – видит ли он меня? И именно этому правилу должен следовать каждый пешеход.

Звонок по телефону может стать смертельным

БашкироваВалерия Башкирова во время рассмотрения в Тверском районном суде ходатайства об ужесточении меры пресечения. Фото: пресс-служба суда / АГН "Москва"    

– Но вы же не будете отрицать тот факт, что каждый второй, если не первый, водитель разговаривает в момент движения по телефону, держа трубку у уха? И это в то время, когда большинство машин оснащено системой громкой связи – достаточно нажать кнопку на руле.

Н.А.: Да, это намного опаснее, чем если водитель просто на секунду отводит глаза от дороги, к примеру, чтобы посмотреть на навигатор. Самое главное в обсуждаемом происшествие не то, говорила или не говорила девушка в момент ДТП по телефону.

Есть абсолютно точные доказательства того, что она не только не притормозила перед "зеброй", но и не среагировала на то, что перед пешеходным переходом одно транспортное средство остановилось. Предполагаемый разговор по телефону – это один из сопутствующих факторов. Самое главное – она, находясь за рулём, не соблюдала правила дорожного движения.

П.Ш.: С девушки этой никто вины не снимает. Я предлагаю не тиражировать ненависть к этой девушке. Потому что в ситуации, в которую она попала, как неопытный водитель, мог оказаться и опытный человек, не обратив внимания на то, что на соседней полосе притормаживает другая машина.

– Машина не притормаживала, она стояла, пропуская пешеходов – это видно на записи видеокамеры. Как можно было не понять, почему одна машина стоит, а ты, такая красавица, едешь на скорости, хотя там установлено ограничение 20 км/час.

П.Ш.: Это после аварии там ограничение скорости установили и появился "лежачий полицейский", до ДТП всего этого не было, хотя местные жители давно просили профильные ведомства установить там и знаки ограничения скорости, и "лежачего полицейского".

– Если сравнивать со смертельным ДТП, которое устроил в прошлом году актёр Михаил Ефремов, то разница с ситуацией, которую мы обсуждаем, только в одном: девушка сказала "я виновата" и не говорила потом "ой, я передумала". Кроме того, родственники студентки готовы принести всевозможные извинения, они оставили свои телефоны потерпевшей стороне, готовы сделать, всё, что от них зависит, понимая глубину случившейся трагедии. Мы не видим никакого желания увильнуть от ответственности и скрыться.

П.Ш.: И это же по-христиански, это же правильно! Дорожно-транспортные происшествия отличаются тем, что никто не хочет никакого убивать, это всегда – стечение обстоятельств и многое играет роль – погода, усталость, какие-то особенности дороги. Когда в ГИБДД оформляют аварии, они учитывают всевозможные факторы.

Пешеходы не виноваты – ответственность только на водителе?

– Мы не говорим о людях, которые откровенно не соблюдают ПДД, выбегают на дорогу в неположенном месте. Мы говорим о тех, кто чётко следует правилам. Вы можете не соглашаться, но ни один пешеход на "зебре" водителя ещё не сбил.

Н.А.: Вы рассматриваете только двух участников этого процесса. А Пётр говорит о другом. Ведь у нас не зря темой безопасности дорожного движения занимается не только ГИБДД. Естественно, у нас должна быть безопасная инфраструктура, в идеале – разделение потоков. 

В последние годы ещё одной проблемой стала автомобилизация. Сегодня такое количество машин на душу населения, что у нас большое число ДТП происходят с родителями. Вы знаете, сколько случаев бывает, когда мамы или папы, отпарковываясь во дворах, давят собственных детишек? Вы только представьте, какой это кошмар!

Есть ещё один момент – человеческий фактор, который мы спрогнозировать сами не можем. Это может быть связано с давлением, с жарой, с расфокусировкой внимания, с медикаментами, которые мы принимаем.

 

– То, о чём вы говорите, – это ответственность водителя. Когда я попадаю на операционный стол, я не должна спрашивать у хирурга, выпил ли он накануне и не трясутся ли у него руки. И когда водитель садится за руль – то это его зона ответственности, а не моя, как пешехода, и не моих детей, которые могут попасть под колёса автомобиля этого водителя.

П.Ш.: Простите, в правилах дорожного движения есть такое понятие "участники дорожного движения". И это не только автомобилисты, но и пешеходы, у которых тоже есть свои обязанности. В ПДД всё очень симметрично прописано: водитель обязан остановиться, но пешеход обязан убедиться, что водитель остановился. То есть каждый участник дорожного движения отвечает сам за свой "участочек". И тут главное, что когда что-то нарушил водитель, это увидел пешеход и ДТП не произошло.

Я отмечу, что с того момента, как появилась тенденция "водитель за всё отвечает", у нас увеличилось количество ДТП с пешеходами на 25%, а число погибших пешеходов увеличилось более чем на треть. Пешеход тоже должен изучать ПДД.

– Это говорит о том, что если мы раньше шугались машин, пешеходы их безумно боялись, то теперь нам сказали, что мы полноправные участники дорожного движения со своим правами и обязанностями. Пешеход это понял, а водители-то не поменялись.

Виноваты обе стороны 

К беседе в студии по скайпу присоединился независимый автоэксперт, журналист Сергей Асланян.

– Сергей, хотелось бы услышать вашу оценку этой ситуации и как, по вашему мнению, будут дальше развиваться события.

Сергей Асланян: Вы в этой теме практически все точки над "i" поставили. Возможно, я буду повторяться, но немного в другой тональности, потому что это конкретное ДТП, которые стало отправной точкой для разговора, показало, что, с моей точки зрения, виноваты были обе стороны. И вечно правый пешеход, который считает нужным толкать перед собой коляску. И водитель, которого не научили ничему в автошколе. Когда приходит момент принятия решения, если у тебя нет опыта, тебе на помощь придут знания. А когда нет ни опыта, ни знания, то ты не знаешь, что делать в этой ситуации.

С другой стороны – пешеход, которому внушили: "Пешеход, ты прав". Водители чаще всего это учитывают. Не все, конечно, тем более если это девушка 18 лет – у неё нет ни опыта, ни знаний. А вот этого уже не учитывает пешеход, который толкает перед собой коляску, поэтому он просто идёт, потому что он знает – это "его территория". Вот результат.

Заставить человека изменить свою породу не получится, а вот преподавать ПДД со школы – вполне получится. И если мама, которая толкает перед собой коляску, что-то более-менее понимает, скажем, в контрацепции, то в правилах дорожного движения она не понимает ничего. Рано или поздно может произойти то, что произошло.

Поэтому в школе надо изучать ПДД. И одновременно в автошколах надо провести нормальную реформу, чтобы в них действительно готовили первоклассных водителей, а не тех, кто может вовремя дать на лапу гаишнику.

– Пока водители не поймут свою ответственность, а этому тоже должны учить в автошколах, и пока  они не осознают, что машина – это очень серьёзное "оружие" в их руках, у нас так и будут происходить трагические происшествия на дорогах.

Картина дня

наверх