Специалисты клиники, где после одной и той же процедуры погибли восемь пациентов, не находили себе места, а кто-то неплохо устроился.
КСЕНИЯ ДУДАРЕВА
150 свидетелей, более 60 экспертиз, 44 потерпевших, 8 покойников и несколько лет разбирательств - этот цифровой ряд мог бы и не выстроиться в трагическую последовательность, если бы в консультативно-диагностическом центре Санкт-Петербурга №1 количество этих "если бы" не набрало фатальную массу.
"Ничего страшного, можете ехать домой"
75-летнюю Людмилу направили в КДЦ №1 на Сикейроса с подозрением на гастрит. Пожилой женщине назначили рентген с контрастом на раннее утро 24 декабря 2021 года.
Дочь вызвала пенсионерке такси и отправили в клинику. Речь шла о тривиальной процедуре, женщина сама могла добраться домой после неё. Смысла ехать вместе с ней к врачу не было, потому маме Анна позвонила только в полдень.
О том, что что-то пошло не так, стало ясно по голосу пожилой женщины. Людмила рассказала дочери, что выпила барий, а после процедуры её стошнило.
В клинике на это отреагировали холодно - сказали, что в этом нет ничего страшного и посоветовали ехать домой.
Анна эту рекомендацию проигнорировала - вызвала матери "скорую". В Елизаветинской больнице, куда доставили Людмилу, пенсионерку положили в хирургию. Комментировать что-либо врачи отказывались. Осложняла ситуацию и пандемия -Анну к маме в больницу просто не пустили. А ночью пенсионерка скончалась.
От чего лечили маму, я до сих пор не знаю. В КДЦ (тот самом, где делали процедуру. - Прим.авт.) сказали, что, наверное, мама чем-то болела,
- рассказывала Анна журналистам.
Когда она узнала о других странных случаях в клинике на Сикейроса, она обратилась в Следственный комитет, и оказалась в числе многочисленных потерпевших.
Истории пациентов оказались похожи друг на друга.
Моя 74-летняя мама оказалась одной из первых жертв. Она поехала на обследование желудка в конце декабря. В экспертизе вообще было сказано о сердечной недостаточности. И только через месяц, в январе 2022, когда в СМИ начали писать о смертях пациентов, я вспомнил, что мама жаловалась на симптомы отравления,
- рассказывал в суде еще один потерпевший.
Расследование заняло несколько лет, но к началу суда на руках у следователей было заключение о том, что в барии, который использовала для диагностики клиника на Сикейроса, находились ядовитые нерастворимые соли и даже... мышьяк.
Закупали опасный "аналог" на 10 лет
Как выяснили следователи, клиника уже не первый год закупала опасный, немедицинский “аналог” бария - химический препарат они использовали в течение 10 лет. Это означает, что пациенты могли травиться и раньше, однако следствие считает - опасной оказалась только последняя поставка.
Сульфат бария используют для рентгена желудка. Для проведения этой процедуры, на которую ежедневно записываются десятки пациентов, используют суспензию сульфата бария. Врачи ее по-свойски кличут "бариевой кашей". Содержание бария в ней чуть больше 58 процентов.
Стоит он недешево. Сейчас его можно найти в продаже по цене 6 199 рублей за 240 грамм. Взрослый пациент для проведения исследования должен выпить 300 миллилитров такой взвеси. Врачи говорят, что соотношение сульфата бария к воде может варьироваться от 2 к 1 до 4 к 1.
Получается, что на одного пациента нужно использовать примерно 200-240 грамм препарата, а значит процедура в некоторых случаях обходится аж 6 тысяч рублей. А сколько за день таких пациентов? В наше время сокращения издержек и прочей оптимизации, цифровизации медицины таких трат пытаются избежать.
Может быть, и не так думали лица, ответственные за закупки, но в КДЦ №1 деньги считать умели.
Вместо лицензированного средства главврач приобрёл "Бар-ВИПС" - "Барий сернокислый 0.10 (H2O)%" с неотмытыми солями. Препарат применили на пациентах, которые делали рентген желудка.
- заявили в Следственном комитете
Гендиректор ООО "НеваРеактив" в свое время подтверждал, что КДЦ покупал у них этот препарат с начала 2010-х. Он подчеркнул, что этот порошок используют для производственных целей. В КДЦ действительно есть несколько лабораторий, где этот "барий сернокислый" могли использовать для работы с анализами пациентов. Соответственно, никого не смущало, что порошок из года в год закупали для нужд КДЦ.
То, что они получали, это фактически аккумуляторная жидкость, именно её люди и пили перед процедурой. Да ещё и пациент выпивал разведенный порошок прямо на бегу, чуть ли не залпом,
- объясняла опасность "аналога”" патологоанатом Жанна Шмидт.
По словам специалиста, несчастные были обречены. Эксперт говорит, что для проведения рентгена желудка используют специальную суспензию, которой отравиться невозможно.
Осложняло работу следователей “непрозрачность” закупки. В частности, глава компании "НеваРеактив", которая производила опасный барий, заявил, что с него взятки гладки - он не знал, что сернокислый барий использовали в медицинских целях. Да и, откровенно говоря, проследить, как именно его будут использовать в КДЦ, он не мог.
Продолжают лечить людей
На скамье подсудимых оказались пять медиков: главврач Евгений Попов, его замы - Наталья Суровенко и Александра Феофанова, заведующая отделением лучевой диагностики Елена Медведева и её подчинённая - старшая медсестра Марина Ефремова. Именно она-то и составила злополучную заявку на барий сернокислый, просто скопировав данные из прошлых аналогичных документов.
Как выяснили следователи, в разное время барий сернокислый (реагент) закупали по требованию заведующего отделом, старшей медсестры отдела лучевой диагностики и главной медсестры КДЦ № 1. Но ту роковую заявку Ефремовой одобрила Медведева.
Ефремова ошибку, стоившую восьми жизней, переживала тяжело. Не совладала с собой и попыталась свести счёты с жизнью. Попытка оказалась неудачной, женщина осталась инвалидом, а уголовное дело в отношении неё выделено в отдельное производство.
Врачи сбежали на СВО?
Попов и Суровенко из этого списка тоже выбыли - последние несколько месяцев они работают в военном госпитале в зоне спецоперации, а потому в отношении них дело приостановили.
На скамье подсудимых остались Феофанова и Медведева, которым грозит до семи лет лишения свободы.
Свою вину в халатности они не признают, а адвокат медиков призывает “отбросить эмоции и включить холодную голову”.
Это дело не самое простое. Здесь требуется холодная голова и четкий анализ. Не место эмоциям. Преступных действий или бездействий со стороны моей подзащитной не было. И я рассчитываю, что смогу доказать её невиновность,
- сообщил на заседании 27 августа адвокат Александры Феофановой.
Заседание это не последнее, а вот терпение пострадавших и родственников погибших на исходе.
Следствие длится бесконечно долго и вообще непонятно, когда закончится. При этом некоторые врачи, которые находятся под следствием, вернулись на работу, женятся, растят детей и проводят время с родителями. Нам такая роскошь недоступна, наши родители погибли. Мы вынуждены тратить кучу времени, денег и нервов на бесконечные судебные процессы.
- возмущаются потерпевшие.
Что с того?
Общая сумма исков достигла 30 миллионов, но судебный процесс продолжается. 11 сентября будут допрашивать потерпевших и свидетелей. Затем последует прение сторон и приговор. Вердикт суда ещё можно будет опротестовать, но учтёт ли судья голоса восьми пациентов, которые увязли в этой "бариевой каше"?
Свежие комментарии