После подписания президентом Украины закона о школьном образовании Украина встала в один ряд с Южной Африкой времён апартеида, оккупированной нацистами Чехией 1939−1945 гг и Испанией времён диктатора Франко.
Как же решался языковой вопрос у старших братьев незалэжной?
Отмечу, что законом русских переместили в людей четвёртого сорта:
первый сорт – украинцы; второй сорт – крымские татары, как граждане, которые «не имеют государства, которое бы этот язык защищало и развивало», которым украинский будет просто преподаваться; третий сорт – венгры, румыны, словаки и немцы Закарпатья, румыны Черновицкой области, поляки, болгары, греки, – как обладатели языков стран ЕС. В их образование мова будет вводиться очень осторожно и постепенно. Русские вошли в понятие «остальные» народы, для которых предусмотрена самая жёсткая схема:
... Учиться по-русски дети смогут только в начальной школе, а уже в 5 классе 80% предметов им станут преподавать по-украински. И уже с нового учебного года все русские школы на Украине подлежат превращению в украинские. О вузах и говорить нечего.
Сравнения напрашиваются самые неприглядные:
... например, с ЮАР в 1948—1989 годов, где действовали законы апартеида. Там тоже существовала «иерархия прав». На вершине пирамиды находились африканеры, ниже стояли другие белые. Ещё ниже располагались мулаты (цветные) и индийцы. Наконец, негритянское большинство было просто политически бесправным. Но даже они на специально отведённых территориях (бантустанах) имели право учиться на родных языках.
Украинский закон можно сравнить с нормами, которые действовали в оккупированной нацистами Чехии в 1939—1945 годах. Там немецкие власти протектората Богемия и Моравия закрыли все чешские высшие учебные заведения. Количество школ с обучением на чешском сокращали каждый год, а приём чешскоязычных детей в немецкие школы и гимназии ограничивали. Часть предметов в школах для чехов тоже надлежало преподавать по-немецки. Но даже здесь возможностей учиться на родном языке у чешских школьников было больше, чем на современной Украине.
Нечто похожее можно наблюдать в той части Словении, которую в 1941 году оккупировала Италия. Там даже чиновники могли общаться с местным населением по-словенски, а в школах тоже класс от класса росла доля обучения на итальянском. Хуже было только чехам из Судетской области, полякам из Гданьска и Познани, словенцам из областей, присоединённых к Рейху. Они даже начальных школ не имели, их обязывали учиться по-немецки.
Из более поздней практики вспоминается режим диктатора Франсиско Франко в Испании. Он также закрывал каталонские, баскские и галисийские школы, вводя полную кастилизацию образования и всей официальной жизни. Несмотря на его лютый антикоммунизм и антисоветизм, членство в западноевропейских организациях с подобными законами ему было заказано. Такой подход породил множество проблем, с которыми Испания не может справиться до сих пор.
[Хроники «страны 404»: школьный апартеид по-украински]
Европейские нормы для гипотетически «европейской» Украины предусматривают предоставление языку меньшинств официального статуса, если число его носителей в определённой местности составляет 20% и более.
А, согласно опросу Гэллапа, 83% населения Украины предпочитают русский язык в общении. Поэтому украинство может держаться только на насилии. Но, как говорится, «On pent tout faire avec les baïonettes exceptė s 'y asseoir».
=Arctus=
Свежие комментарии