Сьюзен Эйзенхауэр продолжает активно участвовать в двухпартийной коалиции политических мэтров, готовящих переформатирование российско-американских отношений. На прошлой неделе она встречалась с президентом Дмитрием Медведевым в составе группы Гэри Харта и генерала Брента Скоукрофта. Почему американцы отказываются от традиционных партийных предпочтений и чего ожидает от Обамы американский народ - об этом Сьюзен Эйзенхауэр рассказала в интервью специальному корреспонденту «Газеты» Надежде Кеворковой.
- Вы работали на кандидата Обаму в ходе выборов. Можете ли сейчас сказать, что довольны результатом своих усилий?
- Конечно, ведь он избран президентом. Если говорить серьезно, то мы не ожидали, что успех будет таким ошеломляющим. Это означало, что его поддержка была очень высокой. И сейчас одобрение велико, более 70%. Это очень много, и это впечатляет. Все это придает президенту Обаме большую политическую уверенность в его действиях.
- Как случилось, что внучка Эйзенхауэра, связанная исторически с Республиканской партией, работала на кандидата от демократов? Почему вообще некоторые республиканцы поддержали демократов?
- Это случилось потому, что Республиканская партия изменилась. Кандидаты от республиканцев не были впечатляющими, их идеи не вдохновляли, но отражали общие настроения партии, которая столь драматически переменилась за последние 20-25 лет. Среди республиканцев существовало большое напряжение, в том числе разное понимание перспектив партии в будущем.
Наличествовало и большое организационное разделение. Поэтому когда у демократов появился привлекательный кандидат, на удивление много республиканцев проголосовало за него.
Я была первым республиканцем, работавшим в избирательной кампании демократов. И долгое время я была единственной от республиканцев, кто открыто выступал в его поддержку. Я выступила в его поддержку еще в феврале 2008 года, за полгода до его выдвижения в качестве кандидата от демократов. В августе в штаб Обамы уже пришли многие от республиканцев, чтобы работать на его избрание (Обаму поддержали Колин Пауэлл, бывший госсекретарь Буша, Джеймс Лич, бывший конгрессмен от Айовы, Джеймс Уитакер, мэр Фэрбанкса с Аляски, банкир Джон Каннинг.
Но и к Маккейну перешел Джо Либерман, шедший на выборы в 2000 году связке с Гором. - «Газета».) И уже тогда многие республиканцы говорили мне, что будут голосовать за Обаму.
- Многие демократы выразили некоторое недоумение уже после первых шагов Обамы в качестве президента. По вашим наблюдениям, какие настроения у республиканцев?
- Те, кто его поддерживал в ходе кампании и кто за него голосовал, думаю, в большинстве своем его поддерживают. Поддержка Обамы не означает, что люди покидают свою партию. Но Республиканская партия по-прежнему не имеет артикулированных идей, которые она могла бы предложить народу. Пока партия не может предложить позитивные идеи, а лишь говорит о негативных вещах, она будет продолжать проигрывать. Я больше не член Республиканской партии, я ее покинула.
- Вы перешли к демократам?
- Я осталась независимой и не вхожу ни в какую партию. Республиканцев, которые вышли из партии и остаются независимыми, достаточно много.
- Не напоминает ли это отчасти поздние советские времена, когда коммунисты выходили из КПСС? Некоторые договорились уже до того, что Обама - ваш Горбачев.
- Я прекрасно помню те времена. Знаете, мир меняется, и стремительно. Политические партии должны нести ответственность за эти изменения. У кандидатов должны быть идеи, которые они могли бы воплотить, будучи избранными.
Республиканская партия упустила слишком много времени, и теперь у нее достаточно времени, чтобы обдумать, что делать. Они утонули в непопулярности администрации Буша и должны отвечать за это.
- Мир пока наблюдает. Что же мир видит? Глава Пентагона прежний. Клинтон бомбил Сербию и Судан. Буш бомбил Афганистан и Ирак. Теперь Обама выводит войска из Ирака, но на очереди Иран? (13 марта Обама продлил санкции в отношении Ирана.)
- Администрация Обамы прилагает усилия для решения проблемы Ирана. Но это одно из направлений, которое играло роль во время избирательной кампании. Будучи кандидатом, Обама заявил, что не исключает переговоров с Ираном. Его противники многократно критиковали это намерение. Был избран Обама. В том числе потому, что он предлагал изменить подходы внешней политики. Люди хотели этих перемен. Так что, возможно, теперь он их изменит.
- Вы полагаете, что люди в США хотели перемен именно в отношении Ирана?
- Нет, они хотели перемен вообще во всей внешней политике. Они хотели, чтобы США не оставались в одиночестве в своей политике. Американцы хотят, чтобы их правительство сотрудничало с другими правительствами. Мы начинаем с чистого листа в некотором смысле.
Это были впечатляющие выборы. Мы избрали историческую фигуру. Он воодушевил людей сделать нетривиальный выбор. Я горжусь, что была частью этого процесса.
- Многие российские читатели уверены, что работа в избирательной кампании приносит большие деньги и преимущества в карьере, если кандидат победил. Вы тоже что-то заработали?
- Только небольшой штаб профессионалов получает зарплату. Все остальные, такие как я, участвуют в избирательной кампании как волонтеры, бесплатно. Я потратила много времени и сил, как и другие волонтеры, совершенно бескорыстно. Пенсильвания, Виргиния, Северная Каролина и Флорида - вот штаты, где я агитировала. В общей сложности это длилось пять месяцев - не непрерывно, но постоянно. Я была занята в выходные, вечерами.
Более того, я сделала то, что мне вообще не свойственно, - выступила на партийном съезде. Съезд демократов проходил в два этапа. Я выступала на втором. Для меня это было важным решением - будучи республиканкой, выступить на съезде демократов. И это большая честь для меня.
- Многие слушатели Обамы под большим впечатлением от его речей. Но часто не могут пересказать, о чем же он говорил, что именно обещал.
- Я слышала о такого рода замечаниях. По отношению ко всем кандидатам звучала критика в ходе кампании. Во время кампании все кандидаты выступают и дают много обещаний. Это не означает, что они обязаны все исполнить в точности как это было сказано.
Президент Обама взял на себя исполнение обязательств в международной политике, таких как начало переговоров с Ираном, пересмотр всех внешнеполитических программ, в том числе отношений с Россией. Он взял на себя и такие темы, как международная безопасность, изменение климата. По сравнению с тем, как соотносились обещания Буша и позиция его администрации, мы видим большую разницу.
Важно и то, какие обязательства Обама взял на себя во внутренней политике: он планирует заниматься реформой здравоохранения, энергоресурсами и изменением налогообложения. Это действительно внушительная программа. Думаю, что люди, которые говорят, что он ничего не сказал, не хотели его услышать.
У Обамы есть такая черта: он производит впечатление человека, который пребывает в мире с самим собой. Он - сама естественность. Он говорит так, что ты понимаешь, что ему все по силам, по плечу. При этом он не относится к себе со всей серьезностью, у него есть самоирония. Так что людям нравится его слушать.
Этот человек пришел из ниоткуда и организовал одну из лучших кампаний в истории США. Получилось так, что он своей судьбой воплощает мечту. В ночь его победы танцевали и веселились все этнические общины Америки, люди тяжелого труда и люди интеллектуальных профессий. Обама сделал невозможное возможным.
Я - белая. У меня не было корыстной причины его поддерживать. Но я рада, что оказалась причастна к этой исторической победе.
- Для мусульман Барак Хусейн Обама остается человеком, отказавшимся от ислама, в котором он родился. Для христиан - тем, кто отказался в угоду карьеры от излишне радикального пастора. Как такая биография поможет переформатировать образ США в мире?
- Он никогда не был мусульманином. Он был рожден белой матерью-христианкой. Мы в Америке так не мыслим. Мы считаем, что ты имеешь право сделать выбор во взрослом состоянии. Это определенный шаг - осознанно стать кем-то. Другие люди не могут решать за тебя, быть тебе католиком или протестантом. Ты дорастаешь до того, чтобы сделать определенный выбор. Обама не был практикующим мусульманином.
- Но это не иностранцы, а американские журналисты раскопали, что Обама учился в исламском медресе, когда жил с отчимом-мусульманином. В таком медресе дети молятся, и все мусульмане мира об этом знают. Кроме того, у него исламское имя.
- Что ж, у меня библейское имя, но я не еврейка. Его вырастила его мать и ее родители из Канзаса. Он видел своего отца лишь раз или два. Но, повторяю, в моей стране существует сильная и вполне устоявшаяся традиция, утверждающая: не рождение определяет выбор веры, а сам человек. Это нормально для американцев. Думаю, что мусульмане в мире достаточно просвещены на этот счет. Люди переходят в иудаизм, в католицизм, они могут изменить это свое решение - это их право.
Что важно - так это то, что Обама прекрасно образован в области разных традиций и религий. Очень хорошо, что он много жил за границей, что у него был опыт соприкосновения с большим количеством разных культур.
- Некоторые аналитики в ожидании реализации мер по преодолению кризиса подозревают Обаму в симпатии к социализму. Это абсурд?
- Не думаю, что этикетки подобного рода имеют под собой нечто реальное, даже в связи с кризисом. Администрация Буша вряд ли пошла бы на некоторые шаги, не будь кризиса. Но я уверена, что власти должны сделать все, чтобы преодолеть кризис и разрешить проблемы.
Я много раз публично отрицала, что Барак Обама является социалистом по своим убеждениям, поскольку в ходе кампании его в этом пытались обвинять. Он им не был, и он им не стал в связи с кризисом.
- Что сейчас Обама собирается предпринимать во внутренней политике?
- Когда два года назад он принял решение избираться, никакого кризиса не было. И все было совершенно по-другому. Уверена, что если бы не финансовый кризис, он действовал бы иначе.
Теперь он вынужден в первую очередь уделять внимание экономике. Сегодня он и его команда должны очень быстро реагировать. Ситуация с кризисом начала ухудшаться в последние дни избирательной кампании, и теперь эта тема - главный приоритет его команды и главное обстоятельство повестки дня.
- Вы видите этот кризис на американских улицах?
- Это зависит от части страны. Скажем, в тех частях Флориды, где строились и продавались дома, на дверях девелоперских контор висят объявления о закрытии. В Вашингтоне это не так видно, хотя растет безработица. Вы не видите этого воочию, но видите косвенные черты - скажем, закрытые магазины. Кризис не бьет в глаза, но он ощутим. Это кризис основ экономики, он в глубине, а не на поверхности.
- Обама уже назвал кризис чрезвычайной угрозой и катастрофой. Как он рассчитывать преодолеть то, что никто не понимает и не дает прогнозов ни по масштабам, ни по срокам?
- Его стратегия в том, чтобы у людей снова была работа. Его главная задача - делать все от него зависящее. Думаю, что именно этим он и занят.
Я оптимист. У меня большие надежды и на наш народ, и на российский народ. Я много ездила по вашей стране в разные времена, видела и знаю ваших людей. И видела очень тяжелые периоды в вашей стране, и помню, как мужественно люди преодолевают невзгоды.
Я уверена, что люди способны преодолеть и этот кризис.
- У русских есть страшный опыт голода, войны и потерь; сбережения поколений исчезали как дым. В США люди неизмеримо больше привыкли к благам цивилизации. Как думаете выживать?
- Мы тоже прошли через гражданскую войну, у нас тоже была Великая депрессия и тяжелые времена. Мы тоже умеем выживать. Надо сохранять оптимизм и веру в силу людей.
Осознание сложности пришло ко многим людям.
Мы вступили в XXI век. У нас есть средства коммуникации, самолеты, налаженные связи. Мы должны помнить об умении работать сообща, распределять обязанности, действовать четко и в команде, подготавливать места для других, разговаривать друг с другом и сотрудничать.
Все люди должны предпринимать шаги навстречу друг другу, чтобы избегать худших сценариев. Как никогда мы осознаем взаимосвязь всех со всеми. Если что-то случается в США, это отражается и на России; если что-то происходит в России, это отзывается в Америке. Прежде мы не осознавали этого, но теперь понимаем.
Президент Медведев на встрече сказал нам, что он желает успеха президенту Обаме в его начинаниях. Я много раз была в России и встречалась с господином Горбачевым, господином Ельциным и господином Путиным. Я очень рада засвидетельствовать, что на сегодняшнем этапе мы все поняли, как невелик мир и как мы все в нем связаны друг с другом.
Свежие комментарии